СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ • СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ
Сборная России по футболу
 

Главная
Матчи
Соперники
Игроки
Тренеры

   

НОВОСТИ

МАСТЕР КАСС

Российские клубы мечтают зарабатывать, как в Европе, но пока не научились даже тратить

Иной раз взглянешь на карту мира: вот — Россия, а вот, совсем рядом, остальная часть Европы. Но стоит посмотреть футбол, как понимаешь, что на карте просто забыли нарисовать еще один океан. И как бы ни пытались наши толстосумы строить мостики из миллионов евро, в футболе мы все равно остаемся на разных берегах. Роман Абрамович это понял раньше всех, поэтому заранее обзавелся целым рядом суперсовременных яхт, чтобы и английским «Челси» руководить, и России главного тренера сборной найти. Потом «Газпром», владеющий питерским «Зенитом», решил газопровод в Европу по дну прокладывать.

Русских в футбольной Европе не особо ждут. Мы уже сейчас, ничего особого с точки зрения спорта не представляя, путаем им все карты с точки зрения бизнеса. Пытаясь заполучить мало-мальски приличного легионера, российские клубы предлагают за него явно завышенные суммы. В итоге европейцам приходится переплачивать, чтобы приобрести нужного игрока. Футбольные функционеры Старого Света не раз признавались, что русские и арабы просто «взорвали» мировой трансферный рынок. Это головная боль для европейских середняков, бюджеты которых не столь высоки, а задачи на сезон стоят вполне серьезные. И даже в такой ситуации одни клубы завоевывают Кубок УЕФА, а другие только дают обещания и рассказывают про богатых владельцев.

Для того чтобы понять, почему это происходит, корреспондент «Новой» отправилась в Испанию — в один из сильнейших чемпионатов Европы, где выяснила, как «Реал» и «Барселона» зарабатывают миллионы, не имея, в отличие от российских клубов, богатых хозяев, почему «Севилья» больше не хочет иметь никаких отношений с русскими и чем не угодил «Барселоне» зенитовец Андрей Аршавин, мечтающий выступать за каталонский клуб.

В Испании люди живут футболом. Это понимаешь еще в аэропорту, где с рекламных плакатов повсюду на тебя смотрят Касильяс, Рауль, Рональдиньо. Садишься в такси — и там не обходится без футбольной символики. Водители смело вешают на лобовое стекло вымпел любимой команды, не боясь, что пассажиры могут оказаться «из стана врага».

Вообще испанские болельщики — это особый разговор. Несмотря на достаточное количество принципиальных матчей, таких, как «классико» «Реал»—«Барса», местные дерби «Севилья»—«Бетис», «Барселона»—«Эспаньол», «Реал»—«Атлетико», драки между фанатами крайне редки. Хотя без эксцессов не обходится. В прошлом сезоне болельщики несколько раз бросали на поле бутылки из-под виски, причем однажды такая выходка обернулась травмой тогдашнего главного тренера «Севильи» Хуанде Рамоса. Теперь на всех аренах Испании на фанатских секторах натягивают специальные сетки. Но на наличие спиртного на входе все равно никого не проверяют. Шумные компании болельщиков, одетые в цвета любимой команды, распивающие прямо у стен стадиона ром, виски, водку, — обычное явление. Просто для испанцев футбольный стадион — место отдыха, для нас же — поле битвы с милицией, фанатами команды-соперника и с самим собой, 90 минут наблюдающим за пешеходной прогулкой 22 человек.

«Даже при отсутствии спортивных успехов клуб может иметь десятки тысяч болельщиков и зарабатывать приличные деньги. Все дело в грамотном маркетинге, — объясняет представитель маркетингового отдела мадридского «Атлетико» Херман Роблес. — Но никогда нельзя слепо копировать даже самую успешную стратегию развития. Каждый клуб должен учитывать специфику своего болельщика». Эту фразу нам со слушателями специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета управления за время поездки пришлось услышать не раз.

Но пока работа коммерческих отделов российских клубов сводится к тому, чтобы рассчитать, как потратить выделенную хозяином сумму. А доходы — это вопрос далекой перспективы. Говорить о том, что сделки по продаже Видича, Кавенаги, Кержакова, Ивановича, Шкртела дают серьезное пополнение в клубную казну, по меньшей мере смешно по сравнению с расходной частью. Генеральный директор «Валенсии» Мигель Гонсалес, много лет проработавший в транснациональных корпорациях, вообще не рассматривает продажу футболистов как одну из статей дохода: «Это величина непостоянная и сложно предсказуемая. Никто ведь не может дать гарантию, что такого-то игрока мы продадим за такую-то сумму. Все будет зависеть от положения дел на рынке. Поэтому строить футбольный бизнес, надеясь на доходы от трансферов, глупо. Кроме того, «Валенсия» — это клуб-покупатель на 50—60%. В клубной школе, как правило, выращивается «средний класс» футболистов, а звезды приобретаются на рынке».

У испанских футбольных клубов есть три основных источника доходов: продажа билетов и абонементов, спонсорские контракты и реализация прав на телетрансляции. Сами понимаете, в российских клубах средств, полученных от этих видов деятельности, дай бог, хватит на зарплату футболистам. Ну а об экскурсиях по стадионам, клубным музеям и коммерческих турах пока и говорить не приходится.

Домашние стадионы и музеи «Реала» и «Барселоны» уже давно стали самыми посещаемыми туристическими объектами в стране. Так, например, на экскурсии по «Сантьяго Бернабеу» ежегодно приходят около 600 тысяч человек — больше, чем во всемирно известный музей «Прадо» в Мадриде. «Эту ложу арендовал раньше Бэкхем, это ложа Рауля, а вон та принадлежит одной компании по производству косметики для женщин», — рассказывает девушка-экскурсовод, показывая на застекленные ложи, расположенные посередине четырехъярусного красавца-стадиона. Проходим в ложу бывшего президента «Реала» Флорентино Переса, который в свое время привез в команду Зидана, Бэкхема, Фигу, Роналдо и других «галактикос». Внутри — простенькая мебель, посуда. В общем, никакого золота и бриллиантов. Зато отсюда открывается прекрасный вид на идеальный газон «Сантьяго Бернабеу». Кстати, ложа и сейчас продолжает принадлежать Пересу. В отличие от России, в Европе к бывшим продолжают относиться с уважением.

К слову, стоимость одного места в открытой VIP-ложе на стадионе «Реала» — 6—10 тысяч евро. Помимо просмотра футбольного матча с мягкого, удобно расположенного кресла, владелец такого билета может пройти в зал для отдыха и специальный бар. За крытую ложу придется выложить от 12 до 40 тысяч евро. У нас пока только в «Локомотиве» и «Спартаке» поняли, что при правильной эксплуатации VIP-лож можно существенно пополнить клубный бюджет.

Кроме того, испанские клубы предоставляют VIP-ложи своих стадионов различным компаниям для проведения там деловых переговоров, корпоративных вечеринок и банкетов. «Мы тратим на строительство стадиона порядка 200—300 миллионов евро и хотим, чтобы он использовался не только в дни матчей, а был открыт семь дней в неделю. Такой концепции придерживаются ведущие европейские клубы — превратить футбольный стадион из чисто спортивного объекта в бизнес-центр, способный постоянно генерировать прибыль», — отмечает генеральный директор «Валенсии» Мигель Гонсалес.

Федун (владелец «Спарта­ка»), Гинер (президент ЦСКА) и «Газпром» (собственник «Зенита») тоже собираются строить многофункциональные комплексы, где, помимо футбольных матчей, можно будет устраивать концерты, частные мероприятия. В том, что это станет одной из статей дохода, как, впрочем, и эксплуатация VIP-лож, сомневаться не приходится. А вот будет ли достаточное количество желающих сходить на экскурсию по стадиону или в музей — вопрос. Я ни в коем случае не хочу сказать, что тому же «Спартаку» нечего показать и рассказать. Только вот то, что нынешнее поколение видит на поле в исполнении красно-белых, вряд ли подвигнет его на такой культурный поход. Здесь есть только два выхода: спортивные успехи либо грамотная рекламная кампания, которая бы затронула чувства болельщиков. Но вот спонсоров привлечь, играя на одних лишь эмоциях, не получится. Им нужны только победы. Ни одна серьезная компания не захочет связывать свое имя с клубом-неудачником. (Правда, в России деньги в футбольный клуб часто приходят вовсе не из бизнес-соображений.)

На данный момент «Реал Мадрид» является одним из самых успешных предприятий нашего времени. И не только с точки зрения спорта, но и с позиции бизнеса. Ежегодный доход клуба составляет 160 миллионов евро, из которых 5,5 идут от эксплуатации стадиона. Ведь на «Сантьяго Бернабеу» «работает» каждый метр. К арене прилегает торговый центр, откуда «Реал» получает определенный процент с продаж. Внутри стадиона есть три ресторана, помещения под которые клуб сдает в аренду, получая при этом 13 миллионов евро в год. Два официальных магазина в Мадриде ежегодно приносят клубу еще 12 миллионов евро.

И даже при таких показателях маркетинговый отдел «Реала» постоянно работает над тем, как еще больше увеличить доходы клуба. Оно и понятно: ведь каждую дозаявочную кампанию ряды «сливочных» пополняют далеко не дешевые футболисты.

Правда, во время последней летней трансферной кампании отличились вовсе не всемогущие «Реал» или «Барса», а скромный «Атлетико». На приобретение таких игроков мирового уровня, как Форлан, Симао Саброза, Луис Гарсия, клуб потратил около 80 миллионов евро. «Покупка футболистов, которые уже достигли определенного уровня на мировой арене, является частью политики нашего клуба, — объясняет представитель маркетингового отдела Херман Роблес. — Мы рассчитываем на то, что эти футболисты принесут клубу не только спортивные успехи, но и привлекут еще большее количество болельщиков. Да, нам пришлось продать своего лидера — Фернандо Торреса. Мы проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что такой шаг будет выгоден и со спортивной точки зрения для самого игрока (Торрес перешел в английский «Ливерпуль»), и с экономической точки зрения для клуба (сумма трансфера составила 36 миллионов евро)».

На вопрос, заинтересованы ли они в ком-то из российских игроков, господин Роблес дипломатично отвечает: «Футбольный рынок России, как и всей Восточной Европы, очень важен для нас. Мы постоянно следим за вашим чемпионатом. Но на данный момент нам так и не удалось приобрести кого-либо из российских футболистов. Зато к нам приехали Манише, Коштинья и Сейтаридис, которых мы взяли из московского «Динамо».

А вот правая рука спортивного директора «Севильи» Виктор Орта о возможности приобретения футболиста из России говорит без лишней дипломатии:

— Когда мы решили купить Кержакова, я два раза ездил в Санкт-Петербург. Это были очень странные и сложные переговоры: постоянный прессинг, бесконечные условия и даже угрозы. Да вообще вся эта тема, связанная с «Газпромом»… Нам действительно было очень сложно договориться с этими людьми. Но, к счастью, все закончилось хорошо. Во многом благодаря тому, что сам Саша хотел уйти в «Севилью». Поверьте, он тоже приложил немало усилий, чтобы сюда приехать. В «Зените» ведь он был суперзвездой, у него была большая зарплата. А здесь он просто один из всех. Психологически ему поначалу очень тяжело было. Но у него было твердое желание уехать. А вот, например, его бывший одноклубник Аршавин, который также зарабатывает в России много денег, продлил контракт с «Зенитом», хотя вполне мог оказаться в каком-нибудь европейском клубе. Все зависит от типа футболиста, его целей. В общем, больше с русскими мы не хотим иметь никаких дел. Хотя знаем, что в вашем чемпионате есть много хороших игроков.

— Однако при новом тренере Кержаков редко попадает в состав. Рассматриваете ли вопрос о его продаже?

— Нет. Сейчас несколько футболистов основного состава уехали на Кубок Африки, поэтому у Саши есть больше шансов выходить на поле. Я первый, кто заинтересован в том, чтобы он остался. Особенно после того, что мы пережили, пока договаривались с его бывшим клубом о переходе.

— И все же, как вы оцениваете нынешнюю трансферную стоимость Кержакова?

— 7—8 миллионов евро («Зенит» за него получил около 3,5 миллиона. — О.Б.).

Футбольный талант Аршавина отмечают и скауты «Барселоны», об игре в которой сам нападающий мечтает уже давно. Однако дальше комплиментов дело не доходит, так как функционеры каталонского клуба наслышаны о зарплате футболиста в «Зените» и возможной сумме его трансфера. Конечно, «Барса» — клуб небедный, и все же право на ошибку спортивный отдел практически не имеет. Во многом это происходит потому, что у клуба нет одного хозяина, который бы давал деньги. А кто захочет становиться членом клуба, который тратит бешеные деньги на покупку игроков, которые потом не будут попадать в состав? Да и спонсоров такой расклад вряд ли заинтересовал бы.

О селекционных ошибках в «Барселоне» очень хорошо сказал один из тренеров ее детской школы Альберт Бенайжес: «Если мы взяли к себе мальчика и он не показывает тот уровень игры, который нам необходим, мы не сажаем его на лавку. Он продолжает выходить на поле ровно столько же времени, сколько и его сверстники. А по окончании обучения смотрим на результаты и решаем, оставлять его в клубе или нет. Ведь ребенок ни в чем не виноват, просто мы допустили ошибку, взяв его в школу».

P.S. О том, на какие деньги испанские клубы строят суперсовременные стадионы, как за 150 евро можно уволить президента «Барселоны», зачем «Реал» приезжал на Кубок РЖД и почему россиянин Денис Черышев будет играть за сборную Испании, читайте в следующем номере «Новой».

Ольга Булах, Москва—Мадрид—Севилья—Валенсия—Барселона—Москва. «Новая Газета», 24.01.2008

на главную
матчи  соперники  игроки  тренеры
вверх

© Сборная России по футболу


 
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru