СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ • СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ
Сборная России по футболу
 

Главная
Матчи
Соперники
Игроки
Тренеры

   

НОВОСТИ

МАСТЕР КАСС II

Часть II. В Европе клубы зарабатывают на зрителях, а в России — на нефти и газе

Сравнивать футбольный бизнес Европы и России — все равно что физику с философией. Одни только и делают, что подставляют нужные формулы и подсчитывают прибыль, а другие размышляют о вечном, время от времени повторяя: «Нефутбольная мы страна».

Корреспондент «Новой» вместе со слушателями специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета управления решили разобраться в сути проблемы и отправились в Испанию — на родину одного из сильнейших футбольных чемпионатов Европы.

В прошлом номере «Новая» рассказывала, как ведущие испанские клубы зарабатывают миллионы, не имея, в отличие от наших команд, богатых хозяев, почему «Севилья» больше не хочет иметь никаких отношений с русскими, а «Барселона» — покупать Аршавина.

Мы решили продолжить тему. Оказалось, что за 150 евро можно уволить президента «Барселоны», «Реал» приезжал на Кубок РЖД не только из уважения к Семину, а россиянин Денис Черышев сможет играть за сборную Испании.

После вступления Испании в Евросоюз в стране начался самый настоящий строительный бум. Огромное количество достопримечательностей, привлекающих на Пиренеи любопытных туристов, скрыты под строительными лесами, появляются новые кварталы с высотными домами, гостиницами и станциями метро. Футбольные руководители тоже не остались в стороне, а быстро оценили ситуацию и нашли способ, как ею грамотно воспользоваться.

Чуть больше двух лет назад мадридский «Реал» представил общественности свою новую тренировочную базу площадью более 100 гектаров — предмет гордости Королевского клуба и зависти его конкурентов. Просто Флорентино Перес (бывший президент «Реала». — О.Б.), много лет занимающийся строительным бизнесом, решил продать участок земли в черте города, где находилась старая база «сливочных», и купить другой — в одном из пригородов Мадрида. А разницу в цене потратить на то, чтобы оборудовать все по последнему слову техники.

Сейчас по такому же пути пошли «Атлетико» и «Валенсия», решив построить более вместительные стадионы. В обоих случаях городские власти были заинтересованы в покупке земли, где расположены нынешние клубные арены: «Висенте Кальдерон» и «Месталья». А вырученные от сделки деньги позволят не просто увеличить количество мест на трибунах новых стадионов, но и улучшить их техническое оснащение.

Все это прекрасно, только если стадион, а соответственно, и земля принадлежат клубу. В России же большинство команд играют на арендованных полях. Но даже если бы они были у них в собственности, сомневаюсь, что испанский опыт оказался здесь полезным. У нас ведь государство привыкло все покупать не по рыночной цене, а по своим «специальным тарифам». Вот и приходится российским футбольным клубам ждать, пока появится какой-нибудь бизнесмен-камикадзе, готовый потратить миллионы евро, не имея при этом никакой гарантии того, что проект окажется рентабельным. Более того, чтобы получить доступ к земельному участку, надо будет вложить в команду огромные деньги, доказав общественности свой футбольный интерес. А иначе вряд ли народ ринется на эти самые новенькие стадионы.

Смотрите, пришел «Газпром» в «Зенит» — команда стала чемпионом, строится стадион. Федун вернул «Спартак» в лидеры после смутного времени — строится стадион. ЦСКА завоевал Кубок УЕФА, несколько раз выиграл чемпионат страны — строится стадион. И такой подход вполне закономерен. Можно сколько угодно говорить, что наши футбольные функционеры не хотят работать на перспективу, вкладывая деньги в выращивание собственных футболистов, а предпочитают быстрый результат за счет покупки легионеров. Парадокс заключается в том, что таким образом они действительно работают на перспективу. Только на другую. Продолжительные инвестиции в команду, по¬множенные даже на незначительный спортивный успех, делают человека своим и для фанатов команды, и для высокопоставленных людей (кстати, тоже болельщиков).

Но даже при таком подходе надеждам господина Федуна на то, что 90 процентов мест на новом стадионе «Спартака» будут принадлежать владельцам абонементов, вряд ли пока суждено сбыться, хотя сама мысль вполне логична. Правда, в контексте ведущих европейских чемпионатов. Например, в «Реале» на этот сезон владельцами абонементов являются 70 тысяч человек (при вместимости стадиона — 84 тысячи). В «Севилье» — 40 тысяч («Санчес Писхуан» рассчитан на 45 тысяч). То есть попасть на стадион, просто купив билет в кассе, очень сложно. Но есть так называемая система «свободного места»: если человек, владеющий абонементом, не собирается приходить на матч, то он может продать свое место клубу, который, в свою очередь, реализует этот билет через кассы.

И все же доходы испанских клубов от продажи абонементов и билетов составляют всего лишь одну треть. Остальное — спонсорские и телевизионные контракты. Конечно, у грандов есть еще одна серьезная статья дохода — коммерческие туры.

В Европе «Реалом» или «Барселоной» уже мало кого удивишь (болельщики и так ежегодно наблюдают за их игрой в Лиге чемпионов), а вот в Азии или США приезд этих команд всегда вызывает огромный ажиотаж. Недавно к числу таких «непродвинутых» футбольных держав добавилась и Россия. Я имею в виду Кубок РЖД — коммерческий турнир, организованный руководством московского «Локомотива». Как мы помним, турнир проходил летом — аккурат во время предсезонной подготовки «Реала», «Милана», ПСВ, которые пожаловали на российскую землю. И плевать, что в России начался финальный отрезок чемпионата России, зато с самим «Реалом» сыграли! А менеджеры Королевского клуба просто вписали ФК «Локомотив» в очередную статью дохода.

«Основная причина, почему руководство «Реала» решило принять участие в Кубке РЖД, — это, конечно, заработать деньги, — объясняет представитель коммерческого отдела клуба Хуан Мартинес Пелаэс. — И это вполне естественно, так как со спортивной точки зрения этот турнир не представлял для нас большого интереса: команда только готовилась к сезону. Наш маркетинговый отдел просчитал возможную прибыль от участия в Кубке, и было принято решение ехать в Москву, несмотря на достаточно длительный перелет. Вообще российский рынок для нас достаточно интересен, поэтому участие основного состава «Реала» в этом турнире хорошо вписывалось в маркетинговую стратегию клуба, направленную на глобализацию бренда. Этим летом мы снова планируем приехать в Россию».

«Коммерческие туры — это основной способ формирования имиджа клуба на международной арене, — подтверждает мысль заместитель спортивного директора «Барселоны» Пако Мартинес. — Спортивные успехи команды превратили бренд «Барсы» в актив, который готовы приобретать крупнейшие компании мира. Ведь во время таких турне мы привлекаем не только новых болельщиков, но и спонсоров».

Но футбольный бизнес тем и отличается от всех остальных, что там, помимо грамотного менеджмента и маркетинга, нужны спортивные успехи. «Барселоне», которая принадлежит не одному-единственному владельцу, а членам клуба, это вообще жизненно необходимо. Никому не интересна команда, которая не выигрывает титулов, пусть даже при этом зарабатывает деньги.

Виктор Бесейро, занимающийся в «Барселоне» работой с болельщиками, объясняет, что одним из владельцев суперклуба можно стать, «заполнив анкету и заплатив 150 евро. После этого у тебя появляется право голосовать на выборах президента, высказывать свои жалобы, требования и предложения. Каждый год в августе собирается собрание членов клуба, на чей суд выносятся решения, принятые советом директоров. В нем имеют право принимать участие 6 тысяч человек, из которых тысячу составляют старейшие члены клуба, а остальные выбираются путем жеребьевки». Это главное отличие ФК «Барселона» от других клубов мира. К слову, на данный момент членами «Барсы» являются 160 тысяч человек.

«Безусловно, такая система организации очень сильно влияет на политику и работу клуба. Члены совета директоров понимают, что срок их полномочий небесконечен и все принятые ими решения влияют на их будущее в клубе, — говорит Бесейро. — Президент «Барсы» не может оставаться на своем посту более двух сроков, поэтому долгосрочное планирование в принципе невозможно. Но плюс в том, что клуб не зависит от воли какого-то конкретного акционера, потому что его просто-напросто нет».

Но пример «Барселоны» уникален. В большинстве случаев политику футбольного клуба определяет владелец. И Россия — не исключение. Только вот у нас «порулить» хотят все, а особенно главный тренер. Чаще всего столкновение интересов происходит, когда речь заходит о покупке-продаже игроков.

«Севилья» уже давно придерживается очень жесткой трансферной политики: мы не покупаем игроков на те позиции, на которых могут играть наши собственные воспитанники, — говорит правая рука спортивного директора андалузского клуба Виктор Орта. — Так, шанс проявить себя в свое время получили Серхио Рамос, Баптиста и Рейес, на продаже которых мы заработали около 85 миллионов евро. Сейчас в команде играют Диего Капель и Хесус Навас.

Помимо этого, у нас существуют потолок зарплат и определенный предел, который клуб готов потратить на трансфер одного футболиста. В итоге очень часто мы не можем приобрести игроков высокого уровня. Поэтому трансферная политика клуба продумывается особенно тщательно: игроки должны подходить нам по показателю цена — качество.

Надо понимать, что в XXI веке трансферную политику клуба определяет не тренер, как это было раньше, а спортивный директор совместно с советом директоров. Ведь у тренера такой же контракт, как и у игроков. Он может уйти, а путь развития должен остаться», — считает Орта.

Кстати, о контрактах и тренерах. Бывший нападающий нижегородского «Локомотива», московского «Динамо», испанских «Бургоса» и «Спортинга» Дмитрий Черышев сейчас работает тренером в школе мадридского «Реала».

Дмитрий Черышев с сыном Денисом

Дмитрий Черышев с сыном Денисом. / Фото novayagazeta.ru

— Сейчас тренирую десятилетних мальчишек. Я им в самом начале объясняю, что они играют в лучшем клубе мира, а значит, должны держать марку. И, что самое интересное, понимают ведь и уже ведут себя соответствующим образом. Приезжают на матч и знают, что должны выиграть: другой результат для «Реала» неприемлем.

— А российских футболистов тренировать не хотите?

— Мне постоянно поступают предложения из России. Многие из них достаточно привлекательны в финансовом плане. Но я не хочу ехать туда, где кто-то мне будет указывать, что делать. Для меня важно самому контролировать процесс подбора и подготовки футболистов. Как понимаете, в России таких не очень любят. В «Реале» я работаю на свое имя, постоянно чему-то учусь. А потом слишком уж долго я шел к тому, что у меня сейчас есть, чтобы вот так взять и все поменять. Так что если я приеду в Россию, то только все менять.

Знаете, когда Денис (сын Дмитрия Черышева, играющий в молодежной команде «Реала». — О.Б.) был маленький, он как-то спросил, что я буду делать, если меня пригласят работать в «Реал» или «Барселону». На что я ему ответил: «Пешком пойду!». Так вот когда его позвали играть в «Реал», он мне сказал: «Пап, ты как хочешь, а я пошел».

— Кстати, почему Дениса не вызывают в сборную России, несмотря на то, что он играет в одном из сильнейших клубов мира?

— Надо понимать, что такое сборная России. Это такой же бизнес, как и клубы. Так что мы подали документы на получение испанского гражданства. В клубе обещали помочь.

— То есть Денис сможет выступать за сборную Испании?

— Вполне возможно. Ну не нужен сборной России игрок мадридского «Реала»! Сейчас Денис учится в одном из лучших колледжей, причем обучение оплачивает клуб. Потом пойдет в университет. А что касается футбольной карьеры, то, скорее всего, я его увезу в какой-нибудь клуб Примеры. Не хочу, чтобы он «мариновался» во второй-третьей команде. А там все будет зависеть от него, как себя покажет. Конечно, он мечтает играть в первой команде «Реала».

— Вы выступаете в качестве агента сына?

— Да. Не собираюсь отдавать его каким-то третьим лицам. Если когда-то будет надо, проконсультируюсь со своим адвокатом. А вообще я сотрудничаю с достаточно влиятельными и профессиональными людьми.

Нет, то, что сборная страны уже стала бизнесом, — это понятно. Но у меня есть один вопрос (так, из любопытства): что должен сделать современный российский футболист, чтобы выйти на поле в майке своей национальной команды, если даже игроки «Реала» «не проходят по кастингу»? Ответ, судя по всему, из области философии или этнографии.

А что касается формул и цифр, то, сколько бы мы ни говорили про то, что уже скоро наши команды будут зарабатывать сами, пока это не представляется реальным. Ведь те же испанские команды в большинстве своем убыточны. Многие руководители признаются, что для того, чтобы быть конкурентоспособными, надо терять много денег. Это и есть та цена, которую надо платить, чтобы соревноваться с грандами. И чем выше спортивные требования, тем больше финансовые потери.

Президент «Атлетико» Энрике Сересо как-то сказал, что «владельцы команды третьего дивизиона должны быть готовы потерять около 3 миллионов евро, второго — 30 миллионов, первого — 400—500 миллионов. А если перед клубом еще и стоит задача выиграть, то тогда потери возрастают в разы». То есть руководство клуба должно изначально решить, чего оно хочет — создать конкурентоспособную команду или стараться не выйти за рамки бюджета. Если выбираешь соревнования, то дефицит по итогам сезона тебе обеспечен. «Реал» и «Барса», как считается в Испании, из другого мира. Они не боятся терять, потому что знают, что заработают в разы больше. Английские клубы вообще превратились в игрушки олигархов, а расходные статьи — не более чем в бухгалтерскую формальность. А у владельцев российских команд пока стоит одна задача — засветиться в Европе. Ну, а для того, чтобы зарабатывать, у нас есть нефть, газ и проч.

Ольга Булах, Москва - Мадрид - Севилья - Валенсия - Барселона - Москва. «Новая газета», 28.01.2008

на главную
матчи  соперники  игроки  тренеры
вверх

© Сборная России по футболу


 
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru